Меню сайта |
|
|
Мини-чат |
|
|
Наш опрос |
|
|
|
|
| |
| Система смазки
Система смазки предназначена для подачи масла к трущимся деталям, частичного их охлаждения и удаления продуктов износа.
В обыденной жизни необходимость применение масла понятна любой хозяйке
- начиная от поджаривания картошки для любимого мужа, и заканчивая
ликвидацией скрипа дверей в своей квартире. Ну, а в двигателе все
намного сложнее.
|
Рис. 26 Схема системы смазки двигателя
1 - канал подачи масла к газораспределительному механизму; 2 - главная
масляная магистраль; 3 - канал подачи масла к подшипникам коленчатого
вала; 4 - картер двигателя; 5 - фильтрующий элемент; 6 - корпус
масляного фильтра; 7 - масляный насос; 8 - маслоприемник с сетчатым
фильтром; 9 - поддон картера; 10 - пробка для слива масла |
Система смазки (рис. 26) состоит из:
- поддона картера,
- масляного насоса с маслоприемником,
- масляного фильтра,
- каналов для подачи масла под давлением, просверленных в блоке цилиндров, головке блока и в других деталях двигателя.
Поддон картера является резервуаром для хранения масла. Когда вы
заливаете масло через маслозаливную горловину, оно проходит по пустотам
внутри двигателя и опускается в поддон картера. Уровень, имеющегося в
поддоне масла, можно измерить масляным щупом через отверстие в картере
двигателя.
|
Рис. 27 Схема работы масляного насоса
1 - шестерни масляного насоса; 2 - редукционный клапан; 3 - пружина
|
Масляный насос (рис. 27) под давлением подает масло (через
фильтр и каналы) к трущимся деталям кривошипно-шатунного и
газораспределительного механизмов. Насос состоит из двух шестерен и
приводится в действие от коленчатого вала двигателя.При вращении
шестеренок, зубья захватывают масло и нагнетают его в главную масляную
магистраль.
Редукционный клапан служит для ограничения давления в системе
масляных каналов двигателя. При избыточном давлении пружина сжимается,
и часть масла поступает обратно.
Масляный фильтр служит для очистки проходящего через него масла
от механических примесей. Он устанавливается сразу же после насоса и
пропускает через себя все масло, которое поступает в масляную
магистраль. Чаще всего фильтр имеет неразборную конструкцию и подлежит
замене одновременно с плановой сменой масла в двигателе.
|
Рис. 28 Схема вентиляции картера двигателя
1 - корпус воздушного фильтра; 2 - фильтрующий элемент; 3 - всасывающий
коллектор вентиляции картера; 4 - карбюратор; 5 - впускной трубопровод;
6 - впускной клапан; 7 - шланг вентиляции картера; 8 - маслоотделитель;
9 - сливная трубка маслоотделителя; 10 - картер двигателя; 11 - поддон
картера |
Вентиляция картера двигателя (рис. 28) обеспечивает отсос из
картера и отвод во впускной трубопровод паров бензина и выхлопных
газов, которые попадают в нижнюю часть двигателя. Во время тактов
сжатия и рабочего хода эти пары и газы частично прорываются по стенкам
цилиндров в картер двигателя, разжижают масло и очень агрессивны по
отношению к деталям кривошипно-шатунного механизма.
Вентиляция картера осуществляется принудительно за счет
разряжения, которое возникает в воздушной горловине карбюратора при
работе двигателя. Корпус воздушного фильтра соединяется с картером
двигателя с помощью шланга, по которому картерные газы направляются
сначала в карбюратор, а затем и в цилиндры на дожигание.
В двигателях внутреннего сгорания применяется комбинированная
система смазки - под давлением и способом разбрызгивания. К наиболее
нагруженным трущимся поверхностям масло подается под давлением, а
остальные детали механизмов двигателя смазываются брызгами масла и
масляным туманом.
К подшипникам коленчатого и распределительного валов масло подходит по каналам системы, конечно же, под давлением. Сделав свое дело, то есть, смазав, немного охладив и забрав с собой продукты износа, масло стекает обратно в поддон картера двигателя.
При вращении коленчатого вала, его кривошипы ударяют по
поверхности масла в поддоне картера, при этом образуются масляные
брызги и туман, которые попадают на зеркало цилиндров, поршень и
поршневой палец. Все движущиеся детали кривошипно-шатунного и
газораспределительного механизмов как бы купаются в масле. Этим
достигается высокая износостойкость узлов современных двигателей.
Основные неисправности системы смазки.
Подтекание масла возможно из-за слабо затянутой сливной пробки
в поддоне картера, повреждения уплотнительных прокладок и наружных
маслопроводов, износа сальников.
Для устранения неисправности необходимо восстановить герметичность
соединений, заменить поврежденные и изношенные прокладки и сальники.
Низкое давление в системе смазки может быть по причине
недостаточного количества масла, применения некачественного масла,
износа подшипников коленчатого вала или деталей масляного насоса.
Для устранения неисправности следует проверить уровень масла и в
случае необходимости долить, изношенные узлы и детали надо заменить. А
марка масла должна соответствовать инструкции завода-изготовителя.
Эксплуатация системы смазки.
Выход из строя или плохая
работа системы смазки может привести к серьезной поломке двигателя.
Поэтому на щитке приборов имеется контрольная лампа аварийного давления
масла. Свечение этой лампы красным светом при работающем двигателе
недопустимо. Надо немедленно заглушить двигатель и разобраться в
причине неисправности.
Одной из причин того, что зажглась красная лампочка аварийного
давления, может быть недостаточный уровень масла в поддоне картера
двигателя. Хотя бы раз в неделю следует проверять уровень масла. При
этом после остановки мотора сделайте небольшую паузу в 2 - 3 минуты, за
это время из некоторых каналов масло стечет в поддон, да и масляный
туман в картере тоже осядет. Уровень масла в поддоне картера двигателя
всегда должен быть в норме. А нормой считается след масла на щупе между
рисками «MIN» и «MAX».
Подтекание масла из системы смазки определяется по характерным
следам на асфальте после стоянки автомобиля. Причины утечки масла
устраняются довольно сложно, поэтому лучше обратиться к специалисту. Но
с незначительными подтеканиями можно смириться и ездить всю жизнь, так
как любое вмешательство в систему смазки очень трудоемкое и дорогое
«удовольствие».
Для нормального функционирования двигателя необходимо вовремя
доливать масло до нормального уровня, а также менять его, с
одновременной заменой масляного фильтра. Периодически следует промывать
систему смазки специальным промывочным маслом.
Масла, применяемые в системе смазки двигателей, могут быть
минеральными, полусинтетическими (Semi - Synthetic) и синтетическими
(Fully Synthetic).
Применение синтетического масла после использования любого другого возможно только после промывки системы смазки с помощью специальных моющих средств.
Если соблюдать рекомендованные сроки замены синтетического масла, то в
дальнейшем промывка системы смазки не потребуется, так как это масло
имеет очень высокие эксплуатационные свойства.
Большое распространение получили всесезонные масла. Они имеют двойное
обозначение, например SAE 10W–30, SAE 15W–40 и т.п., где W – сокращенно
от winter – зима, а цифры определяют вязкость масла.
Наступающую «старость» кривошипно-шатунного механизма, можно
«вычислить» по сильному дымлению из выхлопной трубы глушителя или
трубки отсоса картерных газов, увеличению количества вредных веществ в
составе выбрасываемых в атмосферу выхлопных газов и по потере мощности
двигателя.
Хозяин автомобиля может начинать «впадать в отчаяние», так как
«сердце машины» пора ставить на капитальный ремонт или менять на новое.
Что конкретно делать, скажет специалист и ваш кошелек.
Напоминаю о том, что долговечность отечественных двигателей для
легковых машин равна примерно 150 - 200 тысячам километров пробега.
Поэтому стоимость подержанного автомобиля напрямую связана с тем, какую
часть ресурса он уже израсходовал. Вот почему вопрос: «Какой пробег?» -
стоит одним из первых при выборе машины не первой свежести.
С основными проблемами системы смазки мы с вами познакомились и
вроде бы можно спокойно ехать дальше. Но абсолютно спокойным можно быть
только на... (надеюсь, вы знаете где). Если вам предстоит поездка за
город по проселочной дороге, то у вас есть возможность разом потерять
все масло через пробоину в поддоне картера двигателя. Это происходит
тогда, когда машина наезжает «носом» на пенек или на валун спрятавшийся
в высокой траве, да и в городе дороги бывают с «сюрпризами». Чтобы
избежать повреждения поддона, имеет смысл защитить его металлическим
щитом. Советую приобрести и установить такой щит, называется он – защита поддона картера двигателя.
У читателей этой книги, может сложиться впечатление, что, выезжая на
машине, с ними непрерывно будет что-то случаться, и надо будет
постоянно «оживлять» свой автомобиль, в стремлении продолжить поездку.
Это, конечно, заблуждение. Современная машина сделана так, что за
несколько лет грамотной эксплуатации вы успеете сменить, один - два
раза проколотое колесо на запасное. Хотя, при разгильдяйском отношении
к своему «железному коню», очень быстро можно получить весьма большой
букет дорогостоящих неприятностей.
После знакомства с работой механизмов и систем двигателя можно
сделать интересный и важный вывод о том, что двигатель – это агрегат,
работающий по принципу самообеспечения. Если все его узлы исправны и
отрегулированы, то при своей работе одни механизмы отдают энергию
другим, а те третьим, кто-то крутит вал, кто-то качает бензин или масло
и так далее. То есть энергия в двигателе перераспределяется таким
образом, что он сам себя обеспечивает всем необходимым. Готовит горючую
смесь, подает искру на электроды свечи, отводит лишнее тепло, смазывает
трущиеся поверхности, и в конечном итоге крутит колеса автомобиля. Если
двигатель работает, живет, значит все в порядке, будет движение,
комфорт для водителя и пассажиров.
|
|
|
| |
|
Форма входа |
|
|
Календарь новостей |
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|
Поиск |
|
|
Друзья сайта |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|